Детским школам искусств присваивается особый статус
Законопроект об особом статусе образования в области искусств одобрен в первом чтении. 20 января Ольга Любимова представила в Государственной Думе проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Основная цель документа – сохранение уникальной трехуровневой системы образования в области искусств (детская школа искусств – училище – вуз) и закрепление особого статуса творческого образования. По итогам голосования законопроект одобрен депутатами в первом чтении.
- 27 октября 2020 года на заседании Совета по культуре и искусству Президент Российской Федерации обратил внимание на недопустимость превращения детских школ искусств в кружки, - отметила глава Минкультуры России.
Она подчеркнула, что благодаря нацпроекту «Культура» растет количество детских школ искусств и численность обучающихся.
- За последние два года в 610 ДШИ закуплено 20 тыс. музыкальных инструментов, свыше 8 тыс. единиц оборудования, свыше 15 тыс. единиц учебной литературы. В 2020 году проведен капитальный ремонт и реконструкция в 151 здании ДШИ в 36 субъектах Российской Федерации, - сказала Ольга Любимова.
По ее словам, действующее законодательство не в полной мере учитывает специфику образовательной деятельности в культуре. В этой связи законопроект предусматривает закрепление полномочий по организации деятельности детских школ искусств за региональными министерствами культуры; закрепление специальных наименований детских школ искусств – организаций, создаваемых по видам искусств («детская музыкальная школа», детская художественная школа», «детская цирковая школа» и т.д.); изменение принципов отбора в творческие СУЗы (творческий экзамен будет оцениваться не только по зачетной системе, но и по бальной); наделение Минкультуры России правом устанавливать высшим образовательным организациям в сфере культуры и искусства контрольные цифры приема в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
- Это поможет в разработке методических рекомендаций и мониторинге ситуации, ускорит решение различных проблем, - пояснила Ольга Любимова.
Например, органы исполнительной власти в сфере культуры смогут разрабатывать и устанавливать базовые нормативы, требования к кадровому составу и оснащению, а также обеспечить организационно-методическое сопровождение деятельности детских школ искусств. Кроме того, изменения позволят при зачислении в творческие СУЗы учитывать индивидуальные способности детей, результаты международных, российских и региональных конкурсов, то есть, оценивать не только по зачетной системе, но и по бальной.
О поддержке законопроекта со стороны Комитета Государственной Думы по образованию и науке рассказал его председатель Вячеслав Никонов.
- Высокая культура действительно воспитывает высокие чувства. Внесенный законопроект позволяет поднять на новый уровень работу детских школ искусств, - сказал он, добавив, что важно поддержать проект федерального закона, который должен стать основой для поступательного развития творческого образования в стране.
Слова поддержки также высказали председатель Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская и первый заместитель председателя Комитета Елена Драпеко.
- Главная цель нацпроекта «Культура» - сделать культуру доступной для каждого жителя страны не только в крупных городах, но и в самых отдаленных населенных пунктах, - рассказала начальник управления культуры и туризма Липецкой области Кристина Наролина. - Проект реализуется уже второй год, за это время удалось добиться существенных результатов в модернизации инфраструктуры учреждений культуры, поддержке их работников и талантливой молодежи, в развитии творческого потенциала жителей всей России и нашего региона и обеспечении доступа к наследию через цифровые ресурсы культуры.
Так, в 2020 году проведена масштабная модернизация инфраструктуры в регионах: введены в эксплуатацию 144 дома культуры при планируемых 108. Есть заметные успехи по модернизации библиотек: в 2020 году бюджет на эти цели был увеличен на 410 млн рублей, поэтому за счет дополнительного конкурсного отбора в 66 регионах появились 172 модельные библиотеки вместо 110, которые планировались изначально. Общий охват услугами таких библиотек в 2020 году превысил 17 млн человек.
Также активно велись поставки в детские школы искусств и профессиональные училища новых музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов. Всего в этом году их получила 301 образовательная организация в 39 регионах.
Справочно:
В настоящее время в стране действуют 5042 детских школ искусств, 47 вузов и 162 училища, реализующих музыкальные направления подготовки. В этих образовательных организациях работают более 110 тыс. преподавателей ДШИ, более 12 тыс. преподавателей колледжей и свыше 4,8 тыс. преподавателей вузов.
В 2021 году в рамках национального проекта будет оснащено 306 образовательных организаций отрасли культуры (ДШИ и ПОУ), будет закуплено свыше 10 тыс. музыкальных инструментов, свыше 4 тыс. единиц оборудования, свыше 7 тыс. единиц учебной литературы. В 2021 году будет проведен капитальный ремонт и реконструкция в 165 зданиях ДШИ в 76 субъектах Российской Федерации.