1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости региона
  4. Елецкая рояльная гармонь включена в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия

Елецкая рояльная гармонь включена в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия

Ноябрь 2, 2022 Просмотров: 470

В обновленном федеральном реестре появились новые объекты из Липецкой области. Среди них - народный музыкальный инструмент, прообраз современного аккордеона - елецкая рояльная гармонь.

Она появилась в XIX веке и сразу завоевала сердца ельчан. Елецкая рояльная гармоника настраивалась на «слух». У каждого мастера была гармоника, служившая эталоном для настройки.

По свидетельствам информантов города Ельца и ряда публикаций мастером-изобретателем рояльной гармоники был ремесленник А.П. Ильин, приехавший в 50-х годах XIX века из города Ефремова Орловской губернии «Мастер гармонного дела, он начал кустарничать в Ельце. К нему приходили заказчики из города и пригородных сёл, так как его гармоники были лучше тульских массовых изделий». 

Существовало несколько форм кустарного производства, бытовавших в Липецкой области. Первый среди них, существующий до сегодняшнего дня и самый распространенный в рояльном промысле – «именной» (термин Петровой Е.М.), когда один мастер изготовлял гармонику «целиком», сам обрабатывал дерево, сам вытачивал, наклепывал голоса, сам настраивал гармонику, сам собирал – «вязал». Такая форма производства бытовала в основном в деревнях и сёлах, а также осталась единственной в настоящее время.

Другая форма производства – работа артелью. Здесь изготовление разделялось на определенные операции, закрепленные за участниками артели: один делает корпус, другой мех, третий мастер занимается планками и т.д. В артельном производстве иногда некоторые детали не делались самостоятельно, а покупались. Чаще всего это были планки, т.к. хороший металл был дорогим, дешевле было купить сразу готовые планки. Работа артелью в основном была делом семейным, чтобы секреты особого звучания инструмента передавались из поколения в поколение, но иногда в такие артели нанимались на обучение молодые любители гармоники.

Каждый мастер, как правило, оставлял надпись на внутренней стороне корпуса гармоники, сообщавшую год изготовления гармоники, фамилию и место жительства мастера. Мастера Черных ставили внутри корпуса печать, мастер Куликов на грифе правой клавиатуры прикреплял металлическую табличку, на которой выгравированы данные мастера, такую же гравировку имеет и каждая голосовая планка гармоники.

Наряду с елецкими кружевами, Елец известен как родина рояльной гармони. Этот музыкальный инструмент находится под защитой ЮНЕСКО и считается прямым предком итальянского аккордеона.

В конце ХХ века здесь появился конкурс «Играй, гармонь!». В 2013 году, во дворе музея «Народных ремесел и промыслов» открылась мастерская елецкой рояльной гармоники. В основном здесь реставрируют старые музыкальные инструменты. 

Возрождением народных промыслов и ремесел, изучению фольклора с 2010 года в Липецке занимается областной центр культуры, народного творчества и кино - его сотрудниками ведется активная работа по выявлению таких объектов, формированию и пополнению Реестра объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

В настоящее время в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов России от Липецкой области внесены следующие объекты:

– «Обычай создания узоров из песка на Троицу в с. Волчье Добровского р-на Липецкой области».

– «Технология изготовления елецкой рояльной гармоники».

– «Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района Липецкой области».

– «Технология изготовления глиняной игрушки в с. Доброе Добровского района».

– «Технология изготовления романовской глиняной игрушки».

– «Технология изготовления тряпичной куклы в с. Волчье Добровского района».