1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости региона
  4. Научно-практическая конференция состоится в колледже искусств к юбилею земляка-композитора

Научно-практическая конференция состоится в колледже искусств к юбилею земляка-композитора

Март 28, 2022 Просмотров: 545
К 150-летию со дня рождения композитора Сергея Василенко 30 марта в 12:00 в зале областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова состоится научно-практическая конференция.

В этот день исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского и советского композитора, нашего земляка Сергея Никифоровича Василенко, чьи детские годы и юность прошли в с. Царевка Долгоруковского района, в имении его отца. Липецкий Дом музыки стал инициатором возрождения этого незаслуженно забытого имени, и при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив создал сайт https://vasilenko-legend.ru/, провел выездные выставки на разных площадках и мастер-классы для одаренных детей Липецкой области с педагогами ЦМШ при Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, готовится к выходу документальный фильм о творчестве композитора.

30 марта в Липецке - конференция о его творческом наследии. В ней примут участие педагоги Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской Академии музыки им. Гнесиных, научный сотрудник Российского национального музея им. М.И. Глинки, педагоги Липецкого Государственного педагогического университета им. П.П. Семенова –Тян-Шанского, Елецкого Государственного университета им. И.А. Бунина, педагоги и студенты Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова.

Идею возрождения имени Сергея Василенко с воодушевлением поддержала Московская государственная консерватории, которую Сергей Никифорович с отличием окончил, получив золотую медаль, в 1902 году, 33-й выпуск консерватории, и где преподавал более 30 лет. Он оставил после себя плеяду талантливых учеников, среди которых Александр и Анатолий Александровы, Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский.

Константин Зенкин, проректор МГК по научной работе, доктор искусствоведения, профессор:

«Русскую музыкальную культуру украшают имена композиторов Николая Рославца, Арама Хачатуряна, ученых- специалистов по инструментоведению - Юрия Фортунатова, Дмитрия Рогаль- Левицкого, и все они – ученики Сергея Василенко. В консерватории он преподавал композицию, вел оркестровые классы и инструментовку. Имена его учеников значительны. Все они, как и он сам, уходят в историю. На памятной доске консерватории есть его имя. В юбилейный год композитора усилия Дома музыки, несомненно, привлекут внимание и дадут новую волну к возрождению имени Сергея Никифоровича.

Основные вехи жизни и творчества – окончил университет, консерваторию, увлекся крюковым письмом, создал оперы и балеты, сочинения для оркестра, вокальные и камерные сочинения, 10 лет вел «Исторические концерты».
…Феномен публичных концертов возник в середине XIX века в Европе, Антон Рубинштейн в Москве и Санкт-Петербурге дал серию фортепианных концертов, а Василенко в своих «Исторических концертах»– с участием широкого круга артистов и симфоническим оркестром, публичными лекциями. Это в значительной степени расширило жанровую палитру исполняемой музыки. Концерты стали доступны для всех, кто захотел их посетить. Они продолжились в Сокольниках, и даже Сергей Прокофьев там выступал.

В советскую эпоху музыкального модерна композитору пришлось нелегко. Как честный профессионал, он не брался за то, чего не мог сделать. Хотя и у него есть музыка к кинофильмам и радиопостановкам.

Сергей Никифорович любил обращаться к восточной музыке. В Узбекистане он стал родоначальником национальной оперы. Насколько это востребовано сейчас, не знаю, спрошу при ближайших контактах у своих коллег из этой республики. Одноголосие их музыки противоречит полифоничности европейской и русской музыки, насколько удержались заложенные нашим композитором традиции – время покажет.

Востребовано ли имя Сергея Никифоровича сейчас? В музыке, в отличие от науки, нет понятия «теория прогресса». Главное – настоящее это искусство или нет. Ценно то, что с мастерством и душой сделано. Михаила Ипполитова-Иванова или Александра Гренчанинова даже не все музыканты сейчас слушают, но это не говорит о том, что это плохие композиторы. Чем больше будет звучать настоящей музыки, тем лучше. Искусство Василенко – настоящее. Наверняка найдутся желающие сыграть его музыку и её послушать».

Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Организатор - Липецкий Дом музыки. Вход свободный.