1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости региона
  4. Валерий Шелякин: любовь к русскому танцу. К 80-летию Мастера

Валерий Шелякин: любовь к русскому танцу. К 80-летию Мастера

Октябрь 29, 2021 Просмотров: 751

…Мы все – актёры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой.

Пьер Ронсар

 

Люди приходят в хореографию по-разному. Тех, кто пришёл сознательно, объединяет любовь к танцу, граничащая с самоотречением. Шлифовать себя неустанно! До бесконечности! И тогда с каждым разом будет получаться лучше и лучше (но это не точно!).

Татьяна Воинова, участница и педагог ансамбля «Раздолье»

 

На плечах титанов

Готовя этот материал, мы встречались с разными людьми и просили их рассказать о Валерии Серафимовиче Шелякине. И все рассказывали примерно одно и то же. Даже слова и выражения совпадали. По мнению наших визави, Валерий Серафимович – талантливый педагог, хореограф и постановщик, порядочный человек и прекрасный семьянин, обладал чувством юмора, был душой компании, любовь к русскому танцу пронёс через всю жизнь. Поневоле задумаешься: в чём секрет?! На какой почве прорастают такие побеги? Что первично: воспитание, среда или люди от природы рождаются такими?

Не на все вопросы мы нашли ответы, но на некоторые – нашли.

Валерий Шелякин родился в 1941 году в далёком Биробиджане. Гремела война, отец погиб в первые её месяцы. Мама одна поднимала двоих мальчишек.

В скором времени семья переехала в Грязи. Почему именно сюда? Да в общем по счастливой случайности. Город Грязи, как известно, представляет собой железнодорожный узел, и здесь, по выражению мамы Валерия Серафимовича, «было легко сойти».

Шелякины обосновались в Грязях. Валера пошёл в школу. Учился, помогал маме, играл со старшим братом. Всё как обычно. Вместе с тем было у него какое-то смутное томление, хотелось заняться чем-то доселе неизведанным. Что-то звало и манило. Сердцем завладела хореография. Будущий Мастер попал в поле зрения знаменитого балетмейстера заслуженного работника культуры России Григория Ивановича Галкина. В те годы Г. Галкин вместе с заслуженным деятелем искусств России Андреем Петровичем Мистюковым возглавлял ансамбль «Трудовые резервы» Липецкого областного управления профтехобразования. Именно в этом коллективе начинал свой творческий путь Валерий Серафимович.

Жизнь диктовала свои правила. Нужно было помогать маме и брату, получать профессию. В 1960 г. юноша оканчивает липецкое техническое училище № 10 (базовое учебное заведение Новолипецкого металлургического комбината). А уже в 1962 году прямо с самого основания коллектива Валерий Шелякин стал участником танцевальной группы русского народного хора новолипецких металлургов под руководством Андрея Петровича Мистюкова. Четыре раза в неделю он ездил из Грязей в Липецк (а иной раз приходилось и пешком ходить), после репетиций – домой в Грязи, с утра – на работу. При этом старался не пропустить ни одной репетиции. Любовь к танцу побеждала все трудности.

В книге Сергея Панюшкина «Напевы Подстепья» рассказывается:

«Андрей Петрович очень хорошо разбирался в вопросах народной хореографии. Своим помощником в хор металлургов он пригласил исключительно талантливого танцора и балетмейстера, отлично владеющего школой классического и народного танца, блестящего постановщика разнообразнейших по характеру народных танцев, плясок, хороводов – Григория Ивановича Галкина. На основе народных песен, а песню они с Андреем Петровичем считали «основной канвой, по которой вышивается рисунок танца, пляски, хоровода», Галкин создал изумительные по красоте танцевальные номера».

Вот у таких мастеров учился Валерий Серафимович Шелякин в самом начале своего пути.

Здесь была поистине уникальная творческая атмосфера. «Трудовые резервы», а затем хор новолипецких металлургов стали настоящей кузницей кадров. Здесь занимался близкий друг, земляк и коллега Валерия Серафимовича Александр Васильевич Поповичев, будущий руководитель тамбовского ансамбля «Ивушка». Наконец, здесь занималась будущая супруга Валерия Серафимовича Галина Павловна.

«Мы остались верны наставникам. Всё зависит от того, в какую среду попадёшь. Что-то может взойти только на плодородной почве. Так и с артистами. Артисты – это особые люди, которые решили посвятить себя самому трудному и самому великому делу: воспитывать и сохранять в подрастающем поколении любовь к народным песням и танцам, народной музыке» (Александр Поповичев).

  

«Ювелир от хореографии»

Вы не задумывались, почему люди занимаются хореографией? Участники ансамбля «Раздолье» отвечают на этот вопрос так:

«Танцы – это колоссальное самовыражение! Скрипач, погружённый в музыку, подчас прикрывает глаза. А танцоры в этой музыке растворяются без остатка. Особая танцевальная лексика позволяет слиться со своим внутренним состоянием, отдаться ему. Пережить этот кураж, испытать этот фейерверк эмоций – дорогого стоит! Выйти из этого состояния – очень сложно. Приходишь с репетиции и продолжаешь танцевать, только уже мысленно: «Здесь не получилось это, тут не дотянул, там задохнулся». Вечная самокритика и самоанализ». (Татьяна Воинова, участник и педагог ансамбля «Раздолье»)

В 1967 году под руководством Валерия Серафимовича Шелякина во Дворце культуры профсоюзов был создан хореографический коллектив, вскоре преобразованный в ансамбль народного танца «Раздолье» (по названию одноимённой постановки Валерия Серафимовича).

Участникам ансамбля разных лет мы задавали один и тот же вопрос: каким руководителем был Валерий Серафимович? Вот что они нам рассказали.

Во-первых, он был требовательным. Основа успеха – дисциплина. И достаточно жёсткая дисциплина. Слово руководителя – закон! «У нас даже мысли не было прекословить ему, когда он нам что-то говорил» (Владимир Бессонов, участник и педагог ансамбля «Раздолье»)

Он был ещё каким требовательным – скрупулёзно оттачивал каждое движение. «У них уже сил нет, а он: «Стоп! Стоп!» – и всё по новой, ещё и ещё раз один и тот же кусок». (Надежда Семёнова, директор Областного Дворца культуры, 2003-2009 гг.)

Его побаивались, конечно, но в то же время любили и ценили каждое слово шефа – именно так, уважительно, называли участники ансамбля Валерия Серафимовича.

Вместе с тем он был чутким, понимающим и корректным человеком. «Если у кого-то были какие-то трудности, они (Валерий Серафимович и Галина Павловна) всегда были готовы помочь, объяснить, ещё раз показать какие-то трудные места. Глядя на них можно было постоянно перенимать опыт, учиться». (Владимир Бессонов, участник и педагог ансамбля «Раздолье»)

«Не важно, как приняла публика! Он, и только он был самый главный контролёр нашего творчества». Валерий Серафимович имел непререкаемый авторитет. Вся атмосфера в коллективе воспитывала соответствующие качества. Зачастую и не надо было заострять внимание на правилах коллектива, об этом новичку рассказывали другие участники, и процесс наставничества, воспитания проходил и в раздевалках до и после репетиций, а не только на сцене. В коллективе действовало правило: до двери вы те, кто вы есть. Переступили порог – всё! Вам сказали – вы сделали, и никак иначе.

  

«Где кончается «Родничок» и начинается «Раздолье»

В 1969 году на базе Дворца культуры профсоюзов был создан ансамбль «Родничок», который объединял ребят от пяти до шестнадцати лет в разных возрастных группах. Руководила им Галина Павловна Шелякина. Она сама собирала по школам мальчишек и девчонок – будущих родничат и раздольевцев.

«Родничок» и «Раздолье» – неразделимы. Сначала родители приводят своих детей в детский коллектив, который затем вливается в широкую реку «Раздолья». Валерий Серафимович, он же был ювелир от хореографии, – скрупулёзно оттачивал каждое движение. При этом, если участник из студии танцевал «крепче», чем «старичок», последний страдал. «Извини! – говорил Валерий Серафимович, – Или танцуй, или вот – тебе наступают на пятки». Он очень уважал ребят-старожилов, а они уважали его. Но это не отменяло общего дела, которое все они делали. И ответственности за это общее дело. «Как они трудились! А как они танцевали! У меня всегда рот открывался от изумления, как можно так танцевать! В таком темпе!» (Надежда Семёнова, директор Областного Дворца культуры, 2003-2009 гг.)

Участница и педагог ансамбля Татьяна Воинова:

«Я была стеснительной девочкой, «тише воды ниже травы» – все номера учила в уголочке. Ещё нигде не участвовала, но упросила Валерия Серафимовича, что хочу уже выступать. И выучила я тогда столько всего (на всякий случай), даже партию своей подруги (которая и привела меня в коллектив). И вот случилось так, что подруга вышла замуж и ушла в декрет. А её партию, кроме меня, никто и не учил за ненадобностью. Начали репетировать… Мне 16 лет. У меня и парня-то своего не было на тот момент, а мне надо было в «люблю» играть. И все глаза на меня смотрят – хотелось провалиться сквозь землю! Я Валерию Серафимовичу тогда сказала: «Валерий Серафимович, вы не переживайте, я сделаю абсолютно всё. Но один раз» (смеётся). Я чувствовала его доверие. Тщательно учила всю танцевальную лексику, все движения. А сыграла всё, что нужно, и как нужно, уже на концерте. Так я переступила через себя. Преодолела робость и стеснение. Это было один раз. Теперь я могу всё, что угодно. Все волнения – позади. Так это всегда и происходит. Чтобы танцевать, внутри должно быть огромное желание, и педагог должен направить тебя в нужное русло. Валерий Серафимович был именно таким педагогом – интуитивно он прекрасно чувствовал своих воспитанников».

 

Хореографическое отделение

На дворе стояли «лихие 90-е». Недавно распался Советский Союз. Страна была на распутье. Одни ценности уступали место другим – прямо противоположным. Культ потребления явил себя во всей красе. При этом культура явно была не в чести.

Именно в это время в Липецком музыкальном училище создаётся хореографическое отделение, хотя мысль эта пришла нашим героям много раньше. Вот как об этом рассказывает непосредственная участница тех событий Галина Павловна Шелякина:

- Мы оба тогда ещё танцевали в хоре металлургов, его уже нет, очень жаль! Мы вращались в этой сфере и чувствовали необходимость в образовании. Везде должна быть школа, а её не было. Никто толком не знал, как поставить корпус, куда девать руки, как повернуть голову. Как только мы это осознали, начали двигаться в этом направлении. Валерий Серафимович уже будучи папой поехал в Москву получать высшее образование. С предложением организовать хореографическое отделение мы обратились к тогдашнему главе администрации области. Михаил Тихонович Наролин нас поддержал, хотя время было наитруднейшее. Он вместе со своим заместителем Валентиной Петровной Кисенко очень помог нам, и это для нас было настоящее чудо! Сыграли свою роль уважение к нам и вера в нас.

- Понятно, что чрезвычайно важным был вопрос, кто будет преподавать в новом отделении. Все ли педагоги соглашались с вами сотрудничать?

Мысль о профессиональном обучении была поддержана всеми. Знающие, высокообразованные педагоги понимали, что перспективным может быть только то, что интересно и профессионально. Те, кого мы набрали тогда, продолжают работать и сейчас. Ни один не отказался.

- Какие были трудности?

Трудности были со всех сторон. Помещение, которое нам выделили для занятий, было в ужасном состоянии. Новоиспечённые студенты своими силами и средствами делали там ремонт. Не было никакой материальной базы. Ни костюмов, ни музыкальных инструментов. Ни-че-го! Что ж, без трудностей никогда не бывает, мы это прекрасно понимали. Первым всегда тяжело.

- Говорят, что первые дети – самые любимые. Это можно отнести к вашим первым студентам? Или каждый последующий курс был любимым по-своему?

Курсы отличались друг от друга. Какой-то был посильнее, какой-то – послабее. Как в любом учебном учреждении. Есть более талантливые, есть более усидчивые. Есть работоспособные, а есть лодыри. Всех под одну гребёнку не получится, даже если мы – одинаковые для всех, но не все могут одинаково воспринять и усвоить.

- Валерий Серафимович наверное какую-то индивидуальную работу проводил с теми, кто недостаточно усидчив. Может быть как-то по-отечески, или наоборот, строго, угрожая отчислением?

Воспитывали по-всякому. Валерий Серафимович был очень добрым человеком, а я – более строгой. Когда собирала этих «бездельников», было видно, что они побаиваются. При всех трудностях мы очень довольны тем, что у нас получилось.

- Когда вы поняли, что всё получилось?

В прошлом году, когда отмечали 25-летие хореографического отделения. Это был концерт. Да, нет костюмов. Материальная база оставляет желать лучшего. Но наши студенты показали высокий профессиональный уровень в своих выступлениях. Это однозначно! И дорогого стоит!

 

«Раздолье» на гастролях

Ничто так не сплачивает и не развивает творческие коллективы, как поездки в другие страны. Не покривим душой, если скажем, что ради встречи со зрителем зачастую терпят участники многочасовые еженедельные репетиции до седьмого пота и всякого рода другие трудности.

«Раздолью» аплодировали в Венгрии, Франции, Бельгии, Италии, Испании, Германии, Англии, Америке, Швейцарии, Египте, Греции, Нидерландах, Тунисе.

Франция… Дижон. Около 27 коллективов. Международный конкурс народного танца. «И впервые в истории этого международного конкурса русские получают золотую медаль. Первое место. Никогда такого не было. Что творилось в зале! Представить себе не можете! Зал скандировал минут двадцать. «Калинку!»… На бис вызывают и вызывают. Зал скандирует и скандирует. Они танцуют и танцуют. Уже на пределе физических возможностей, там же темп какой! А он (Валерий Серафимович) на сцену даже не хочет выйти. Его зовут, а он – ни в какую! Вообще не любил выходить. Выталкиваешь его: «Серафимыч, ну тебя же просят!» А он: «Да отстань ты от меня!» Потрясающе скромный человек! Вот что значит быть свидетелем их триумфа, особенно за рубежом». (Надежда Семёнова, директор Областного Дворца культуры, 2003-2009 гг.)

А в 2002 году ансамбль выступал на международном фестивале в Испании.

 

Из дневника:

«День 3-й 6 августа

Утром все дружно позавтракали. Программа щадящая. Кто в бассейне, кто по магазинам. После ужина уезжаем на концерт. Работаем 40 мин. Вместе с нами группа из Панамы.

Концерт проходил недалеко от г. Альмендралехо у стен церкви (час езды).

Первой выступала Панама. Фольклорный коллектив.

Мы выступали вторыми. Трудно сейчас анализировать причины наших ошибок, которые отразились на выступлении. Но 1 – это уровень звука. После Панамы, оркестр которой гремел не смолкая ровно час вместо 40 мин., наша фонограмма была намного тише. 2 – ошибки ребят в танцах. И хотя зрителю это было незаметно, шеф негодовал. По приезду домой, а это было уже 2.30 ночи, – собрание. Разбирали каждый номер, каждое движение танцора. Настроение у всех подавленное. Всё-таки, когда оркестр работал с нами, живой аккомпанемент давал огромный тонус и настрой. Среди танцоров очень много молодых ребят, совсем ещё дети, и у них каждый выход – это настоящее боевое крещение. Но я думаю, всё придёт в норму. Такая встряска даёт импульс к работе.

 

День 4-й 7 августа

День начался с репетиции. Отрабатывали все ошибки прошедшего концерта. Ребята настроены работать и работать. Сегодня мы должны были отработать концерт на выезде, но организаторы сообщили, что работаем концерт в Альмендралехо. С нами выступают две группы. Македония и вновь Панама. По плану были вторыми. Тут же на месте нам объявляют, что мы закрываем концерт. После Панамы работать сложно в том плане, что мы перестаиваем в ожидании. Своё выступление панамцы вместо 30 мин. работают больше часа. Причём у них как лекция-концерт. Больше говорят, чем танцуют. И наш выход начинается в час ночи. Сегодня ребята работали на совесть. Иначе и нельзя – наши танцы требуют огромной самоотдачи. И как говорится, по заслугам и награда. Зритель просто взрывался аплодисментами. Да, наша группа пока одна из самых сильных. И мы этим гордимся!

Господи! Помоги нам! Пусть удача не покидает!»

  

«Золотой фонд»

Опираясь на лучшие традиции хореографического творчества, легендарный балетмейстер Валерий Шелякин осуществил более 100 авторских постановок, отличающихся оригинальностью, многообразием художественных форм и режиссерских приемов. Все они вошли в золотой фонд хореографии Липецкого края.

Многонациональный репертуар ансамбля – настоящая «кладовая» хореографических традиций народов России и других стран мира. Участники коллектива с удовольствием исполняют калмыцкий танец и закарпатский «Скакунец», болгарский «Тырновско хора», румынский танец, испанскую «Арагонскую хоту» и мексиканскую сюиту. Но основу золотого фонда хореографии ансамбля составляют русские танцы, основанные на сюжетах народного быта и местного фольклора. Широко известные и знакомые композиции «Зимушка», «Русские потехи», «Елецкие кружева», сюита фольклорных танцев Липецкой области стали воплощенными на сцене самобытными народными празднествами, воспевающими любовь к Родине.

- Как рождались его гениальные постановки? Как, например, родилась «Зимушка»?

Если бы можно было спросить: «Серафимыч, как у тебя всё получалось?!» «Зимушка» «родилась» намного раньше меня. А я вот что могу рассказать. На международный фестиваль в Испанию мы привезли «Арагонскую хоту». На заключительном гала-концерте должно было быть по одному номеру от каждой страны. Но от нас президент фестиваля в буквальном смысле потребовал «Арагонскую хоту» и «Калинку». Валерий Серафимович всё тогда удивлялся: «Зачем она им нужна, эта «Арагонская хота»? В Испании?!» Но организаторы настаивали. Это было их условие. Кстати, потом ещё третьим номером «затребовали» «Катюшу». Так они нас любили и привечали», - поделилась Надежда Семёнова, директор Областного Дворца культуры в 2003-2009 гг.

«Он настолько знал и любил русский танец, что у него это всё время рождалось. В последний год он не вылезал из больниц, а всё равно делал постановки. «Светит месяц», например. Это трудно всё описать. Это редкость. При всём его таланте, вы не представляете, какой это был скромный человек! Об этом ходят легенды!», - вспоминает Галина Павловна Шелякина.

Валерий Серафимович Шелякин был приглашён в качестве балетмейстера-постановщика заключительного концерта Всероссийского фестиваля народного творчества, посвященного 850-летию Москвы, в Кремлевском Дворце съездов.


«Штучный человек. Богом поцелованный»

О том, каким человеком был Валерий Серафимович, лучше расскажут те, кто были с ним знакомы лично. Им слово.

«Валерий Серафимович – это личность в самом высоком смысле этого слова. Это цельная, гармоничная натура. Природа наградила его творческим началом и большим талантом. Но при этом он очень много трудился, чтобы стать настоящим мастером своего дела. Валерий Серафимович был абсолютно предан русской культуре. Как балетмейстер, постановщик, руководитель ансамбля «Раздолье». Ставил потрясающие композиции (русские), но при этом огромное значение уделял и зарубежным народным танцам. И хореографии народов нашей страны. В этом – воспитательное значение! Он прививал понятие дружбы, уважения к другим народам и их творчеству. Валерий Серафимович – глубоко порядочный человек. Честный во всём. Скромный. Никогда не кичился своими достижениями, званиями, наградами. Зарубежными и федеральными, региональными. Это такое ценное качество в человеке. Он был очень надёжным. Очень заботливый сын. Преданный, верный, любящий, любимый муж, замечательный отец. А с какой нежностью он относился к своим внукам! Семьянин! Потрясающе умел дружить. На него можно было положиться в любой ситуации. Эта семья, порядочная, дружная, является примером, как нужно уважать, дорожить и радоваться успехам друг друга. Как с ним было интересно! Имел потрясающий музыкальный слух. Знал все песни с 30-х вплоть до современности. А какой он улыбчивый всегда, доброжелательный! Такие люди всегда располагают. Сразу вызывают доверие». (Валентина Кисенко, заместитель главы администрации Липецкой области, 1993-2004 гг.)

«Это необыкновенный человек! Причём таким необыкновенным он был во всём! И как творческий человек – создатель коллектива – тут он был вообще незаменим! Его танцы – это не просто какие-то движения. Они все нам о чём-то рассказывают.

Я с коллективом «Раздолье» объездила много стран. Помню, в Северной Каролине было 33 делегации. Огромный зал, столы в несколько рядов. Все входят, сидят, ждут. Всё тихо и спокойно. Вдруг входит Валерий Серафимович, и все аплодируют. И это иностранцы, которые даже ничего о нём не знают. Но всё равно – он входит, и его встречают аплодисментами. Такая у него была харизма!» (Валентина Курбатова, директор Областного Дворца культуры, 1986-2003 гг.)

«Валерий Серафимович – очень добрый, весёлый, всё добрые шутки у него. Никогда его не видела разгневанным. Человек огромной души! И огромного человеколюбия! Он всё время излучал сияние какое-то. В зал заходил, и в зале становилось светлее даже при мощном освещении (улыбается). Мы всегда это чувствовали, как будто взошло солнышко. Его энергия, задор, влюблённость во всё, что он делал, – он просто нас пронизывал этим всем. Мы напитывались этой соревновательно-творческой атмосферой. И всем хотелось её ещё и ещё, словно мы были ненасытные. Он всегда очень внимательный. Такой острый глаз! И требовательный! А когда ничего не требуют, и заниматься-то не интересно». (Татьяна Воинова, участница и педагог ансамбля «Раздолье»)

«Валера умел создавать свои великолепные уникальные номера, при этом был талантливым руководителем, за которым шёл коллектив. Вместе с Галей они самоотверженно делали своё профессиональное дело. Можно прекрасно танцевать, но руководить – не получается. У них получалось всё». (Александр Поповичев, руководитель ансамбля «Ивушка»)

 

Завещание Валерия Серафимовича

Незадолго до своего ухода на одном из семейных праздников Мастер вдруг произнёс:

«Ребята, вы остаётесь. Я заклинаю вас. Любите русский танец так, чтобы сцена горела! Чтобы каждый сидящий в зале гордился тем, что он русский! Любите русский танец!»

Великий постановщик, хореограф, педагог, ШЕФ, потрясающий семьянин, муж, отец, наконец, просто порядочный человек Валерий Серафимович Шелякин ушёл от нас. Но оставил нам своё великое наследие – свои постановки, которые до сих пор актуальны и всегда таковыми будут. Вечно будут радовать и восхищать зрителей.

Валерий Серафимович и Галина Павловна – родоначальники липецкой хореографии. Валерий Серафимович оставил нам ещё одно своё детище – ансамбль «Раздолье».

«Раздолье» – это уникальный живой организм, рождённый однажды в этой вселенной в одном единственном экземпляре. Валерий Серафимович его настроил и оформил, подковал прекрасным репертуаром – своими постановками. Такие люди должны при жизни иметь мощную поддержку, поскольку они – это ядро нашей русской культуры. А сейчас самая важная задача – сохранить это великое наследие, которое нам Валерий Серафимович оставил». (Татьяна Воинова, участница и педагог ансамбля «Раздолье»)

Что касается наших вопросов, которые мы поставили в самом начале нашей работы, кое-кто ответил так: «Люди иногда такими просто рождаются (не почему, а просто так)». А другие (может они и правы) сказали, что Валерий Серафимович с братом – дети войны, росли без отца в неимоверных трудностях и лишениях, и этим всё сказано. Предположу, свою роль сыграло и то, и другое: задатки от природы благородного и порядочного человека, пережившего тяжёлое детство, когда приходилось помогать близким и делиться последним. Вот и получился собственно Человек с большой буквы. Спасибо, Мастер!