Выставка романовской игрушки открылась в центре Москвы
По романовским сюжетам можно проследить всю историю промысла – от крестьянской игрушки до городских образов и сложных композиций. Есть редчайшие, штучные работы — образ липецкого Христо-Рождественского кафедрального собора в глазури или фигурка государя императора Николая II в традиционной росписи. Такие изделия не найти в свободной продаже. Даже музеи они посещают по особым случаям.
«Чтобы промыслы жили, им нужно всегда быть на виду, и такие события дают возможность проявить себя, — делится директор Центра развития культуры и туризма Людмила Горегляд. — Радость жизни на Липецкой Земле, её культурный код мы старались показать через игрушечные сюжеты. Спасибо всем мастерам-участникам, а также коллегам из музея, это получилось. Первые посетители — дети. Они, конечно, в восторге. Но и взрослые улыбаются, глядя на игрушки. Заходите, проверьте на себе!»
Вместе с «романушкой» в Москве представлена традиционная игрушка гончарного промысла села Доброе. Легко понять, почему они так близки к гончарству — и у женских, и у мужских фигурок есть «юбка» в форме перевёрнутого горшочка.
Важная часть экспозиции — традиционный текстиль, наряды, свадебные полотенца. Ведь в старинном Романово не только лепили свистульки; тут делали пёстрые костюмы, вышивали особыми техниками. Всё это доступно для гостей.
Кстати, русское также ценят за рубежом — церемонию открытия посетили иностранные гости. А в первый день выставки народные мастера России из Центра развития культуры и туризма Анастасия Короленко и Ольга Волокитина вели серию занятий по лепке игрушек.
Есть ещё одна причина, по которой выставка важна для романовского наследия. Её смысловое ядро — работы Виктора Маркина. В 1980-х он вернул к жизни промысел, основал Центр романовской игрушки, воспитал несколько народных мастеров. В мае этого года Виктор Васильевич ушёл из жизни. Для его «романушек» это первая выставка без их автора. И ещё это событие очень высокого уровня, которое даёт промыслу и современным мастерам заслуженное признание.
Фото предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства