1. Пресс-центр
  2. Актуальное
  3. Новости региона
  4. Липецкую премьеру «Табачный капитан» покажут в Санкт-Петербурге к 350-летию Петра Великого

Липецкую премьеру «Табачный капитан» покажут в Санкт-Петербурге к 350-летию Петра Великого

Май 25, 2022 Просмотров: 382
Работу над постановкой спектакля «Табачный капитан» (12+) в Липецком государственном академическом театре драмы имени Льва Толстого возглавляет режиссёр Малого театра Москвы Елена Оленина. Комедию Николая Адуева «Табачный капитан» липецкий зритель увидит 2 и 3 июня. А в день рождения Петра Первого ее покажут в Санкт-Петербурге. О работе над спектаклем заслуженная артистка России рассказала газете «Первый номер».

— Елена Александровна, почему выбран именно этот материал?

— Мне позвонила директор театра Татьяна Васильевна Горелова и спросила, какое произведение с фигурой Петра I можно поставить к юбилейной дате? Все театры, если дело касается реальных исторических личностей, ставят что-то серьёзное. В Малом театре, к примеру, остановились на пьесе Дмитрия Мережковского «Пётр I». Я же предложила поставить что-то лёгкое, яркое, игровое. Комедия Адуева подходит как нельзя лучше. Она была написана в 1940-е годы, перед войной. Это была даже не оперетта — настоящая опера. Потом на какое-то время про неё забыли. Вспомнили в 1972 году, сняли фильм с именитыми советскими артистами. Татьяне Васильевне идея понравилась.

— Липецкий «Табачный капитан» будет сильно отличаться от фильма?

— За основу мы берём исходник — пьесу. Да, фильм более известен широкому зрителю, но там существенные отступления от оригинала. В фильме выведены не все герои. Например, в пьесе у Николая Адуева есть персонаж Ганнибал, арап и крестник Петра. В кино нет ни его самого, ни его возлюбленной Дианы. Также в оригинале вместе с Антоном Свиньиным во Францию едет его холоп — калмык Ахмет. В фильме он превращён в русского Ивана. Тем самым утрачивается один из главных посылов пьесы: люди не должны разобщаться по признаку национальности. В любой нации есть плохие и хорошие. Непринципиальны и вопросы веры. Ведь что такое вера? Приведу образный пример. Стоит огромная гора, вокруг неё с разных сторон собрались люди. Одни смотрят на неё: «Бог с нашей стороны». Другие им противоречат: «Нет, с нашей». Но все они видят одну и ту же гору, одно солнце! В жизни, несмотря на многочисленные различия между людьми, нужно до последнего оставаться человеком. Пьеса Адуева про это.

— И что же вы представите зрителю?

— Зритель увидит масштабную музыкальную пьесу — полубыль-полусказку, с большим количеством артистов на сцене. Помимо драматических актёров, приглашены музыканты и вокалисты липецкой филармонии, танцоры — Игорь Сурмий со своим коллективом. В общей сложности более 60 человек задействовано. Добавили в постановку элементы зрелищности. Например, в сценах кабачка «Лев и кастрюля» во Франции у нас летают тарелки. Красочно оформлена сцена. Художник-постановщик Мария Рыбасова создала необычную форму и добавила декорациям цвета. Чтобы герои не потерялись на этом фоне, художник по костюмам Марина Алимова одела их в яркие исторические платья. Одним словом, зритель увидит очень сочную картинку, которая сама по себе будет радовать глаз.

— А принцип историзма будет соблюдаться?

— Безусловно. Ему отвечают не только костюмы, но и все сюжетные линии, диалоги, реплики, жесты. Мы, к примеру, с актёрами много работали над речью героев. Ломали голову, при помощи каких средств передать старорусский говор бояр или французские слова, которые слышат молодые дворяне, оказавшиеся за границей. Нашли кое-какие ходы, теперь их отрабатываем.

— Какую-то научную или художественную литературу брали в помощь?

— Читала и до сих пор продолжаю читать. Сейчас заглатываю очередную книгу про Петра и его эпоху. Из художественных книг первым делом взялась за «Арапа Петра Великого» Пушкина. Актёрам порекомендовала посмотреть советские исторические фильмы, освежить в памяти «Недоросль» Фонвизина. Там, между прочим, много смысловых перекличек с Адуевым. Книги с закладками приношу на репетиции — и мы вместе с труппой читаем. Я вспоминаю Владимира Михайловича Пахомова, который привозил в Липецк легендарных театроведов, литературоведов, критиков, проводил научно-практические конференции. И актёры обязательно ходили туда для профессионального развития. Я тоже прошла эту школу, поэтому, когда ставлю, с головой ухожу в исторический и литературный материал.

— Почему на роль Петра I вы пригласили столичного артиста?

— Новопришедший человек в уже сложившемся театре вызывает у актёров определённые эмоции, и зритель это чувствует. Я надеюсь, что, когда исполнитель роли Петра выйдет на сцену, у артистов будет ощущение: «Вот он, приехал наш царь-батюшка!» И этот посыл передастся залу. 

— То есть вы хотите, чтобы на сцене было психологическое противостояние?

— Скорее некое напряжение. Мне нужно, чтобы были видны уважение и интерес к исполнителю роли Петра со стороны других артистов. А это невозможно сыграть.

— Представьте нам, пожалуйста, этого артиста и расскажите, почему остановили выбор именно на нём?

— Его зовут Андрей Москвичёв. Он актёр Московского независимого театра. У него большая фильмография — снимался в отечественных фильмах, сериалах. Мы с ним не были знакомы. Я сначала рассматривала на эту роль других кандидатов, тоже актёров столичных театров. Хотелось, чтобы человек вошёл — и сразу было бы видно: «Да, это Пётр!», но такого ощущения не было. И тут мне порекомендовали Андрея Москвичёва. Мы созвонились, и на следующий же день он пришёл. Во-первых, пришёл подготовленный: посмотрел фильм «Табачный капитан» и отрывки пьесы, которые нашёл в интернете (целиком пьесу можно найти только в библиотеке). Во-вторых, как актёр и как личность он сейчас находится в форме масштабной фигуры, готовой сдвинуть планету, перевернуть мир. И это видно невооружённым глазом. Ну а потом вдруг выяснился ещё один факт. Когда-то давно мы с ним снимались в одном сериале, где я играла женщину-убийцу. В одном кадре не работали, но по сюжету выходило, что я стреляла именно в его персонажа. Ирония судьбы: вот, наконец, спустя столько лет, выстрел дошёл до цели!

— Есть ещё приглашённые актёры?

— Есть. Это исполнитель роли Ибрагима Ганнибала — Мина Лорис. Студент-египтянин учится в Липецке в педагогическом университете. Уточню: он у нас один из Ганнибалов. Эту же роль репетирует и Роман Коновалов. Учат оба, перенимают друг у друга. Рома учится у Мины иностранному акценту, Мина у Ромы — говорить по-русски более чисто. Репетиция первого акта у Мины прошла успешно. Сейчас самое трудное — репетируем встречу с Дианой, его любовью.

— Каким вы видите будущее спектакля? Всё-таки 60 артистов на одной сцене собирать нелегко… Не станет ли он разовым явлением?

— Надеюсь, что нет. Помимо большого грандиозного представления, мы сделаем и облегчённую версию. У нас будет и вариант, где музыка и вокал, например, будут в записи. С исполнителем роли Петра проблем не вижу. У Андрея Москвичёва есть главное — большое желание играть эту роль. Он готов включить Липецк в свой плановый актёрский график и приезжать сюда. О ближайших перспективах: премьера в Липецке состоится 2, 3, 4 июня. А вот затем мы едем в Санкт-Петербург на фестиваль, посвящённый 350-летию Петра I. И это знак свыше, подарок судьбы, если хотите, — мы показываем его непосредственно в сам день рождения Петра, 9 июня. Надеюсь, у постановки будет хорошая творческая судьба, она надолго войдёт в репертуар липецкого театра. Ну а школьники, студенты и взрослые будут с удовольствием ходить на спектакли и черпать знания о том времени, той эпохе.

Исполнитель роли Петра I в спектакле "Табачный капитан" Андрей Москвичёв:

— Петром I я давно интересовался. Изо всех российских исторических деятелей он самый неоднозначный, противоречивый, яркий. Историки до сих пор спорят, чего было больше в его преобразованиях: пользы или вреда? Мне всегда было интересно поработать с таким материалом, понять, насколько я близок с Петром? Когда поступило предложение от режиссёра Елены Олениной, я подумал и согласился. Понял: сыграть не просто «хочу», но «готов». Сейчас, когда я перешёл определённый возрастной рубеж, иначе смотрю на исторические события своей страны. Я понимаю Петра не просто как человека, но как руководителя, «капитана» России.

Все зрители старшего поколения помнят замечательную телевизионную комедию «Табачный капитан». Когда я прочёл пьесу, понял, что она намного глубже и интереснее. Она злободневна, отвечает и на сегодняшние вопросы. Кто такой патриот? Что такое государство? Готов ли ты служить государству? Пётр I и сам становится перед выбором: править ли ему страной старого образца, государством боярыни Ненилы Свиньиной, или идти дальше с такими, как Ахмет, Алексей Корсаков, Ганнибал? По характеру я назвал бы Петра не просто импульсивным — одержимым человеком. Он одержим идеей преобразовать Россию. Ему всё интересно: и медицина, и астрономия, и география. Он сам строгает корабли, сам осваивает управление морским судном. Особое внимание уделяет образованию. Исторический факт: в 1698 году отправил 20 молодых дворян учиться корабельному делу во Францию. Он хочет научить «сынов Отечества» не только военному делу, но и наукам. Как подсчитали историки, за время его правления около тысячи человек обучилось в Европе.

Артисты, которые когда-либо создавали образ Петра I, задали высокую планку. Зрители более старшего поколения помнят Николая Симонова в историкобиографическом фильме «Пётр I» 1941 года. Для моих ровесников Пётр — это Дмитрий Золотухин в картине «Россия молодая». Мой же Пётр будет другим. Это человек, который болеет своим делом, хочет объять необъятное, у которого глаз горит. Он вспыхивает, если вскрывается ложь, когда его обманывают, и тут же отходит.

А вообще у меня цель — показать не бронзовый памятник, а живого человека, который точно так же страдает, горюет, печалится и радуется. Он действительно с нетерпением ждёт своих учеников — тех, кто будет продолжать начатое им дело. Это его опора, соратники, сподвижники, которые поведут Россию в новый день. Есть такое расхожее мнение, что актёр должен стать адвокатом своего героя. Но чем больше я погружаюсь в материал, тем больше понимаю: Петру I адвокат не нужен!

Спектакль ставят при финансовой поддержке Министерства культуры в рамках Международного культурного центра «Дни Петра на  Липецкой земле».