1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости организации
  4. Липецкая область - лидер в Реестре объектов нематериального культурного наследия

Липецкая область - лидер в Реестре объектов нематериального культурного наследия

Ноябрь 9, 2022 Просмотров: 478

Наш регион стал первым в ЦФО по количеству объектов нематериального культурного наследия России. В федеральный Реестр вошли шесть народных промыслов, технологий изготовления и традиций Липецкой области. Второй после Липецкой стала Воронежская область. 

Формированием и пополнением Реестра занимается областной центр культуры, народного творчества и кино. В Реестр объектов нематериального культурного наследия народов России от Липецкой области внесены:

– «Обычай создания узоров из песка на Троицу в с. Волчье Добровского р-на Липецкой области».

– «Технология изготовления елецкой рояльной гармоники».

– «Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района Липецкой области».

– «Технология изготовления глиняной игрушки в с. Доброе Добровского района».

– «Технология изготовления романовской глиняной игрушки».

– «Технология изготовления тряпичной куклы в с. Волчье Добровского района».

О трех из них - Волченских узорах, романовской игрушке и елецкой рояльной гармоники - мы уже рассказывали. Помимо романовской, в Липецкой области есть еще Добровская глиняная игрушка. Это уникальное явление народной культуры. Гончарный промысел в селе Доброе существовал уже в конце XVII – XVIII вв. На территории села местные жители и сейчас периодически находят фрагменты керамических сосудов и глиняной игрушки. Известно, что во многих селениях Добринской волости местные крестьяне в свободное от других занятий время делали простую глиняную бытовую посуду, которой торговали на местных базарах и даже ярмарках других губерний. Делали они и глиняную игрушку-свистульку, всегда пользовавшуюся спросом.

Развитие промысла происходило в основном на протяжении XIX века. В начале XX века в с. Добром несколько семей: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы, – еще успешно занимались гончарным промыслом. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». 

Изделия добровских гончаров пользовались большим спросом. Для работы использовали местную глину. Из нее получалась вещи нежного кремового или персикового цвета, прочная посуда с тонким черепком. В небольшом количестве делали и глиняную игрушку-свистульку, и целиковые фигурки. 

Современное бытование добровской глиняной игрушки в большой степени связано с именем народного мастера Ивана Константиновича Пустовалова (1926-2001). Он происходил из династии гончаров. Его отец Константин Григорьевич (1895-1966) делал посуду и лепил «птичек». Старший брат Иван Константинович (1926-2001) также делал посуду и игрушки. Младший брат Василий Константинович (1933-2013) в основном делал посуду и лишь изредка лепил и игрушку. Продолжил традицию и сын И.К. Пустовалова Михаил Иванович (1955-2001). 

Добровскую игрушку условно можно разделить на две группы. Одна, наиболее многочисленная, связана с довольно сильным влиянием романовского игрушечного промысла. Эти игрушки представляют собой пустотелые и цельные фигурки-свистульки птиц, животных и всадников, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским — одним цветом голова и три разноцветных полосы поперек спины. 

В другую группу входят игрушки гончарного типа - фигурки баб и мужиков. Появление подобных игрушек естественно в промысле, где преобладает гончарное дело. Это мужские и женские изображения в характерных для этих мест нарядах. 

Традиционно в с. Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи. Игрушку гончары делали для развлечения, «баловались», лепили в основном простейшую птичку-свистульку.

Делали добровские гончары не только игрушку, но и «игрушечную» посуду для своих детей и внуков, стараясь порадовать их (как в случае с В.К. Пустоваловым, который, «когда дочка родилась, и коровушек, и козляток делал»). «Игрушечную» посуду и свистульку особо не хранили (в игре многое билось). 

Самобытным образцом народной пластики является добровская «барыня», которая лепится на основе выполненной на гончарном круге рюмки (чашки, стакана). В основе юбки барыни — перевернутая рюмка, из ножки которой вытягиваются руки фигурки. Голова и детали налепливаются дополнительно. Барыня изображается иногда с ребенком, с двумя детьми, с птицей, а также с собачкой под мышкой, с сумочкой, с платочком, либо вообще без этих дополняющих элементов. Форма рюмки в добровском промысле очень естественно и логично легла в основу антропоморфной фигурки, которая, по словам самого Пустовалова, могла быть рюмкой-перевертышем.