1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Пресс-релизы
  4. Зачарованный мир музыки пианиста Константина Игумнова

Зачарованный мир музыки пианиста Константина Игумнова

Март 22, 2023 Просмотров: 478
В этом году отмечается две юбилейные даты, связанные с нашим земляком, пианистом Константином Игумновым. Это 150-летие со дня его рождения и 75-летие со дня его смерти.

24 марта 1948 года, 75 лет тому назад, в Москве умер пианист, наш земляк, Константин Николаевич Игумнов. Ещё при жизни К.Н. Игумнова современники уверенно говорили о его творчестве и деятельности, о его художественной натуре как о выдающемся явлении музыкального искусства. Теперь же, по прошествии 75 лет со дня его смерти, такая оценка становится всё очевидней. По воспоминаниям людей, имевших радость учиться у него, близко общаться с самим великим художником или с его учениками, а таких, увы, уже можно пересчитать по пальцам, явственно высвечивается образ Игумнова как человека необычайного обаяния, простоты и благородства, искреннего и взыскательного художника, душе которого несвойственно было состояние успокоенности. Он в творчестве и в работе с учениками всю жизнь находился в постоянном поиске совершенства.

К.Н. Игумнов родился 19 апреля 1873 г. (1 мая по новому стилю) в городе Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкой области). В детстве определилось его большое влечение к музыке. На родине он получил первые уроки игры на рояле. С 1887 года путь Игумнова связан с Москвой. В Московской консерватории Константин Николаевич впитывал лучшие традиции русской исполнительской и композиторской школ. Это происходило под руководством выдающихся учителей А.И. Зилоти, П.А. Пабста, А. Аренского, В.И. Сафонова, С.И. Танеева, в общении и совместном музицировании с выдающимися музыкантами С.Рахманиновым, А. Скрябиным. Он посещал концерты великих П.И. Чайковского, Ф.И. Шаляпина, Н. Рубинштейна. Будучи человеком высокой образованности, глубоких знаний, эрудиции, он окончил Московский университет. Игумнов способствовал реформированию образования в России: в Московской консерватории были открыты класс камерного ансамбля, курсы эстетики, истории культуры, консерватория получила статус высшего учебного заведения. К.Н. Игумнов занимался редакторской работой. Ему принадлежит идея издания многотомной «Антологии русской фортепианной музыки». Были изданы полное собрание сочинений А.Скрябина (в 3 томах), С. Рахманинова (в 5-ти томах), сочинения П.И. Чайковского (в 8-ми выпусках). К.Н.Игумнов вошёл в редакционную коллегию «Толкового словаря русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова).

Популярность Игумнова-пианиста началась в 1895 году, когда он впервые дал сольный концерт в Москве. «Весь облик Игумнова-артиста носил черты романтика», - пишет Я. Мильштейн. Многочисленные нити связывали творчество Игумнова со страницами романтического искусства – Шопеном, Листом, Шуманом, Брамсом. Мало кто мог сравниться с Игумновым в исполнении русской классики: Рахманинов, Чайковский были его любимыми авторами. Игумнов был первым исполнителем многих сочинений этих композиторов.

Педагогическая деятельность Игумнова началась сразу после окончания консерватории. Частные уроки в Москве, затем преподавание в училище РМО г. Тифлис. В 25 лет его приглашают, и он становится профессором Московской консерватории, а в 1924-1929 годах её ректором. Добровольно оставив административную работу, он более 50 лет, до конца своих дней посвящает себя исполнительской и педагогической деятельности. Чтобы оценить достоинства Игумнова - педагога, достаточно назвать из более 500 его учеников лишь некоторых, ставших достоянием нашей страны и принесших ей всемирную славу: И. Добровейн, Я. Флиэр, Л. Оборин, М. Гринберг, Н. Штаркман, М. Гамбарян. С двумя последними из них автору данного материала посчастливилось общаться лично. Сегодня музыкальные внуки и правнуки Игумнова, ученики его учеников, уверенно выступают на концертных эстрадах России и мира, воспитывают молодых пианистов, утверждая в России и за её пределами торжество «Игумновской школы», покоряя сердца слушателей: М. Плетнёв (Россия), Е. Леонская (Австрия), Т. Сергееня (Белоруссия), С. Мильштейн (Франция) и многие другие. Они удивительно несхожи, порой контрастны, но всех их объединяет благоговейное отношение к музыке, унаследованное от К.Н. Игумнова, учителя их учителей. Сам Игумнов считал, что у него нет никакой системы обучения, однако его доклады, выступления, статьи («Творчество, а не ремесло», «О Шопене», «Проблемы исполнительства» и другие) сегодня являются достоянием русской и мировой фортепианной педагогики, под всемирно известным названием (брендом) - «Школа Игумнова».

Константин Николаевич Игумнов, народный артист СССР, доктор искусствоведения, обладатель орденов и наград, профессор, ректор Московской консерватории, его жизнь и деятельность, отданные музыке, традиции его «школы», без сомнения, являются частью культурно-исторического потенциала России.

На его родине, в Липецкой области, чтут память о великом пианисте и педагоге: в Лебедяни есть улица и детская музыкальная школа его имени, в 2013 году установлен памятник. На доме, где он родился, размещены памятная доска и барельеф. В Липецке его имя носит колледж искусств, где установлен бюст великого музыканта, с 1993 года проводится международный конкурс пианистов его имени.

 


Ольга Хрусталёва